Французский Ежегодник 1958-... Редакционный совет Библиотека Французского ежегодника О нас пишут Поиск Ссылки
Об изучении элит в современной историографии

Ж. Дюма

 

Французский ежегодник 2001. М., 2001.

 

Тема элит уже несколько лет пользуется несомненной популярностью в кругу историков[1]. В то же время с ней связаны многочисленные разногласия и споры, а также различия в подходах, зависящие от того, какой исторический период рассматривается. Цель следующих заметок – кратко обрисовать если не состояние проблемы в целом, то хотя бы некоторые аспекты этой области историографии и методы, с помощью которых историки, прежде всего, нового и новейшего времени* разрабатывают их. Еще с той поры, когда впервые был поставлен вопрос о самом термине «элита» и о дефинициях, которые он мог иметь в разное время, существует необходимость уточнения связанной с ним проблематики для периодов новой и новейшей истории.

Что же такое элита? Согласно определению, которое дает нам сегодня словарь Робера, элита – это «совокупность людей, считающихся лучшими внутри группы или общности, составляющая меньшинство, которое отличается своим превосходством (выбор критериев либо указан, либо нет)»; также речь идет о «лицах, занимающих первое место во всех областях». Однако попытки дать определение «элите» имеют давнюю историю: еще в XVII в. современники ставили себе такую задачу. Так, «Словарь» Фюретьера, опубликованный в 1690 г., дает следующее определение: «ЭЛИТА – выбор, лучшее во всем. Мне не нужен тот товар, из которого кто-то забрал элитное. Также говорят «молодежная элита», «военная элита». В этом Собрании была только элита – заслуженные и уважаемые люди». Это первое определение нас по цепочке отсылает к понятию «ДОСТОИНСТВО – соединение в одном человеке множества добродетелей и хороших качеств, которое ему дает уважение и высокую оценку (estime) других». Далее – к «ОЦЕНКЕ: хорошее или плохое мнение, определяющее ценность, достоинство человека или вещи. По тому или иному поступку выносят оценку о рыцаре, по сочинению – о писателе. Всех заботит то, как их оценивают, как о них судят». И наконец, «УВАЖЕНИЕ: Желание правильно показать сущность, достоинство вещи… также имеется в виду оценка, репутация, которая требуется в свете. Святость, убеждения этого прелата принесли ему уважение, высокую оценку всех его собратьев. Этот город не заслуживает уважения. Во всех этих доводах нет ни малейшего уважения ко мне». Принятая в XVII в. трактовка показывает, что прежде термин «элита» определяли через ценность или добродетель, характеризовавшие личность, иногда группу, и что в данном контексте мнение других, определенное совпадение оценок играло, похоже, важную роль.

Поэтому все эти определения, и старые, и новые, позволяют выявить общую характерную черту: речь идет об одной или нескольких группах, которые по разным причинам занимают преобладающее положение в обществе. В связи с этим возникают определенные вопросы. Прежде всего, какова природа этой группы или этих групп? Идет ли речь именно о группе социальной? Каковы их точные очертания? Способно ли это понятие оказаться шире, нежели границы одной группы? Каковы, наконец, критерии для его определения и на чем основано подобное преобладающее положение?

Эти вопросы в имплицитной или эксплицитной форме ставили все историки, работавшие над проблемой элит, но делали они это по-разному в зависимости от изучаемого периода.

 

Новое время: ограниченный круг элиты

 

Для данного периода в центре внимания историографических споров – вопрос критериев понятия «элита».

Сословие или класс?

Одной из основных тем дебатов 1960-1970-х годов был вопрос о том, состояло общество из классов или сословий? Имеется в виду дискуссия о сущности общества XVI-XVIII вв. Суть полемики состояла в противопоставлении, с одной стороны, трактовки этого общества как классового, что было характерно для марксистского подхода[2], ставившего на первый план экономические критерии в широком смысле слова (размеры собственности, а также условия, в которых эта собственность реализуется, работает, присваивается), и, с другой, определением подобного общества как сословного. Здесь я имею в виду работы Ролана Мунье и его школы, черпавших доводы в размышлениях юристов начала XVII в. (в частности, Шарля Луазо), для которых, напротив, сан и место в определенной системе социальной репрезентации были основными критериями для выделения различных социальных категорий и организации социальной иерархии[3].

Эрнест Лабрусс довольно точно подводит итог этих дебатов в сборнике материалов коллоквиума 1967 г. Он подчеркивает, что вычленение и сословия, и класса происходит на основе общих принципов, – что и тот, и другой, имеют не один критерий дифференциации, а, напротив, – множество более или менее аналогичных, но применяемых в разных сочетаниях. Эти критерии могут быть сведены к трем: «Сущность ни сословия, ни класса не составляют отдельно взятые собственность, происхождение или род деятельности, но как сословие, так и класс – это одновременно и собственность, и происхождение, и род деятельности». Кроме того, он обращает внимание на изменения, проявляющиеся в порядке следования указанных критериев. В XIX в. этот порядок был следующим: «собственность, род деятельности, происхождение» или «собственность, происхождения, род деятельности»). Однако в Новое время эта трехчастная конструкция представляется скорее как «происхождение, деньги, род деятельности» или «происхождение, род деятельности, деньги». Это общество, где главное – происхождение, но род деятельности и собственность также играют важную роль. Происхождение может принести с собой богатство и определенный род деятельности, но и богатство может обеспечить род деятельности, и, в конечном счете, – происхождение[4].

Кроме того, этот плодотворный синтез привлекает внимание к двум крупным проблемам, которые далее будут главным предметом наших размышлений. Одна из них – вопрос о социальной мобильности, предполагающей постоянное переустройство мира элит. Другая – проблема ментальности, которая состоит в том, что каждая группа, наряду с определенными объективными факторами, имеет некий жизненный идеал, так же, как они, являющийся характерным признаком этой группы и играющий столь же важную роль в ее идентификации и воспроизводстве.

Вторая из этих проблем во многом и определила тематику проводившихся в 1970-1980-е годы исследований о представлениях элит.

Элиты и их представления

Работы Арлетт Жуанна[5] и американского историка Эллери Шалка[6] показывают, как менялось определение и содержание понятия знатности с XVI по XVIII вв. В XVII в. произошел пересмотр социальных моделей и определений. Шалк, основываясь на сочинениях современников, исследует представления знати о себе самой в начале нового времени, то есть в XVI – первой половине XVII в. Он выявляет изменения в идентификации знатности, проявившиеся в переходе от средневековой концепции дворянства к концепции нового времени. Таким образом, можно увидеть, сколь многообразны и переменчивы были критерии определения элиты.

Сначала основным критерием служил род деятельности – ремесло военного вкупе с определенным набором ценностей, составляющих основу и атрибуты этой профессии – мужество и доблесть в бою, честность, самоотверженность по отношению к несчастным и слабым, верность сюзерену или вышестоящему, соблюдение нравственных правил своей эпохи. Таким образом, в течение двух первых третей XVI в. достоинство и добродетель составляли как основу знатности, так и условие социального продвижения: деятельность ставилась выше происхождения. Эта концепция тем более легко принималась, что дворянство в условиях благоприятной конъюнктуры того века, не чувствовало себя в опасности и, следовательно, не испытывало необходимости четко обозначать свое отличие от других социальных групп.

В 1570-е годы ситуация изменилась. С периодом религиозных смут начался и кризис ценностей знати. Проблемы, с которыми столкнулось дворянство, более не находили решения в рамках политических и военных структур, существовавших в первой половине XVI в., и это открыло путь к формированию у элиты новых представлений. Множились сочинения о дворянстве, что свидетельствовало о новом интересе к данному вопросу и о растущем беспокойстве, вызванным коренным обновлением этой группы в результате появления дворянства мантии. Постепенно происходил переход от средневекового понимания знатности к представлениям о ней, свойственным новому времени, которые были тесно связанны с развитием абсолютизма. Отныне дворянство воспринималось как социальная группа, характерным признаком которой является происхождение. Добродетель продолжала цениться, однако уже не считалась синонимом знатности. Последнюю более не связывали с каким-либо особым родом деятельности, с выполняемой функцией, она стала признаком исключительности, передающимся по наследству.

Эта модификация критериев сопровождалась глубокими изменениями в представлениях. К таким традиционным символам дворянства, как ношение шпаги, право охоты, роскошь в одежде, прибавляются новые. Об этом свидетельствует распространение генеалогий в первой трети XVII в., возросшее значение, придаваемое в дворянской идеологии понятию «лишение дворянства» (dérogeance), или повышенное внимание к вопросу о дуэлях, ставших истинным доказательством благородства.

Такие наблюдения заставляют коренным образом обновить подход к изучению элит начала нового времени. В тоже время они намечают направление исследований относительно второй половины нового времени, где в изучении представлений знати о себе самой подобной эволюции пока не произошло, несмотря на выход ряда работ о Буланвилье[7].

Отсюда перейдем к рассмотрению третьего из обозначенных выше направлений, а именно – к изучению проблемы мобильности.

Мобильность элит

Важность вопроса о социальной мобильности в новое время подчеркивалась не раз. Еще в XVI в. Клод де Сэйсель проявлял к этой проблеме повышенное внимание в своем сочинении «Великая монархия во Франции» (1519). Существует множество работ по данному вопросу для периода раннего нового времени: одни – несколько устарели, как исследование Жоржа Юппера[8], другие – более современны: это работы Жан-Мари Констана о провинции Бос, Джеймса Вуда о Байе и Мишеля Кассана о Лимузене[9]. Они подчеркивают важность социальных перемещений, свойственных сословию благородных[10]. На исходе нового времени подобная мобильность сохраняется, и хотя она носит не столь регулярный характер, и дворянство пытается снова закрыться, представление, которое складывается у него о себе самом, по крайней мере, отчасти противоречит действительности. Данная ситуация показывает, что концепция по вопросу о природе элит должна быть открытой, поскольку, если даже существовали критерии, с которыми приходилось считаться, и установленные пределы, от преодоления которых зависело вступление или не вступление в ряды дворянства, составлявшего ядро элиты нового времени, то внутренняя подвижность общества все равно оставалась реальностью. Многочисленные перемещения показывают, что критерии отбора нередко трактовались весьма свободно. Это открывает широкое поле для исследований как эрудитских, так и проблемных, чтобы понять: каково значение критериев, определяющих социальную группу, если при их конкретном применении в исторической реальности, исключений оказывается больше, чем правил?

Эти многочисленные неясности показывают также, что если понятие элиты может иметь расширенное толкование и применяться по отношению ко многим и разнообразным социальным группам, то его использование при изучении истории нового времени достаточно ограниченно и вызывает споры.

Единство и различие элит в новое время

В новое время понятие «элита» практически полностью идентично знати. Правда, тенденция его к расширению за счет включения части городского населения, а именно – буржуазной элиты, проявляется довольно рано, однако в целом, в новое время доминирует концепция закрытой элиты или, точнее, доминирующая концепция отражает положение знати в обществе того времени. По сути, речь идет о группе, располагающей большим преимуществом и выступающей в качестве образца, которому пытаются соответствовать другие немногочисленные элиты, и по мере того, как это происходит, эти новые или другие элиты жаждут как можно скорее присоединиться к благородному сословию.

Подобная исключительно французская особенность не препятствовала, тем не менее, более широкому использованию понятия элит. Так, Ги Шоссинан-Ногаре в ряде публикаций разрабатывает концепцию элит, которую можно было бы назвать «объединяющей»[11]. По его мнению, понятие «элита» охватывает «совокупность социальных групп, которые, по своему юридическому, имущественному положению, по своим достоинствам или по какой-то другой причине, которая им обеспечила особенное положение на вершине иерархии, выделяются из остального общества и поддерживают привилегированные связи с властью, ее монополизируя или влияя на нее»[12]. Такой подход решает две задачи. Одна – историографического плана. Вмешиваясь в спор «сословие или класс», автор стремиться одновременно отмежеваться как от марксистского подхода, который расценивается как редуционистский из-за примата экономики и построенной на этой основе теории общественного развития, так и от концепции сословного общества Ролана Мунье, которая считается слишком статичной и придающей чрезмерное значение юридическому фактору, – отмежевывается в пользу концепции, отчасти промежуточной между этими двумя, и развивает идею смешения в конце XVII–XVIII вв. внешне достаточно разнородных социальных групп.

Эта концепция элит вписывается также в представление об обществе Старого порядка и его эволюции в XVIII в. Шоссинан-Ногаре обращает особое внимание на экономический контекст, отмеченный значительным экономическим ростом и обогащением верхних слоев третьего сословия. Он подчеркивает, что существовавший рынок должностей, обеспечивающих аноблирование, был слишком узок, из-за чего возникала проблема неудовлетворенного спроса. Поэтому в то время возникла необходимость сформулировать новый критерий определения элиты, который позволил бы включить в нее новые слои общества. Вот почему в данной ситуации и произошло обращение к принципу богатства, которое, будучи поднято на уровень привилегии, стало критерием, позволившим расширить рамки элиты. В политическом плане это отражало стремление монархии ослабить традиционную знать как с помощью продажи должностей, так и путем расширения привилегий других групп населения. В подобных условиях обращение к понятию «элита» для обозначения определенных социальных групп дает возможность учесть все эти разнообразные изменения.

В то же время такой подход демонстрирует все более возрастающую важность вопроса о властных элитах.

Властные элиты

Значительная часть исследований, посвященных элитам, связана с изучением процесса становления государства нового времени. Этим обусловлен интерес к властным элитам, и стремление рассматривать оба аспекта в тесном взаимодействии, причем не только на французском материале, но и в сравнении с развитием абсолютизма в других странах Европы нового времени[13].

Данный подход следует включить в дискуссию более общего характера, а именно – о «псевдофеодализме» (féodalisme bâtard), как его определяли в английской историографии (в частности, Макфарлейн) и в последующих дебатах[14]. Это понятие относится к средним векам и новому времени и отражает изменение форм государства. Если в средние века личные связи создавали простую форму политической организации, то к концу данного периода наблюдается ее эволюция или деформация под влиянием двух факторов: 1) возросшего значения денег в этих связях и 2) усиления и расширения роли государства. В подобных условиях сеть личных связей приобретала все большее значение и как элемент политической организации, и как система перераспределения денег. Возникла настоятельная необходимость политического контроля за этой сетью. Это привело к появлению самого настоящего «рынка» псевдофеодальных связей, где друг другу противостояли различные аристократические группировки со своими клиентелами, но где государство становилось все более могущественным хозяином, который укреплял свою мощь, опираясь на разные социальные группы. Такой подход выводит нас на вопрос о властных элитах, то есть на проблему существования групп, являвшихся важнейшими факторами усиления государственной власти.

Такие группы могли быть традиционными. Например, те дворяне и аристократы, которые стремились восстановить или сохранить свою прежнюю роль советников монарха[15]. Однако подобный подход все же ведет к расширенному толкованию понятия элиты, поскольку к ней приходится относить и «агентов государственной власти», которые способствовали усилению последней. Они были не просто «агентами», но также действующими лицами в той мере, в какой государство облекло их полномочиями, и могли менять его сущность, как показывают, к примеру, частые конфликты между королевской властью и парламентами во Франции на протяжении всего периода нового времени[16].

Необходимость подобного расширенного толкования понятия элиты проявляется еще ярче, когда речь заходи о новейшем времени.

Новейшее время: элиты множатся?

Прежде всего, отметим гораздо большее количество исследований по данному периоду: работы об элитах исчисляются уже десятками. Не представляется возможным охватить их все в рамках небольшого очерка, а потому мы осветим лишь основные черты применяемого здесь подхода.

В некоторой степени мы наблюдаем расширение понятия «элита». Это проявилось еще в третьем томе «Экономической и социальной истории Франции», вышедшей в 1976 г. под редакцией Фернана Броделя и Эрнеста Лабрусса[17]. Там Аделин Домар, подводя итог исследований по данному периоду за последние десятилетия, отметила, что тогда ведущее положение в обществе постепенно заняли три доминировавшие группы: дворянство, сумевшее успешно выйти из революционного кризиса; крупная буржуазия, объединявшая в своих рядах традиционные элементы, воплощенные нотаблями XIX в., и новую буржуазную аристократию, сложившуюся благодаря новым формам экономической деятельности; а также – новые элементы, образовавшие единую группу, внутри которой можно выделить профессиональные элиты, связанные с незадолго до того появившимися видами деятельности (например, инженеры), и новоиспеченные политические элиты, возникшие вместе с всеобщим избирательным правом.

Но этот труд находился лишь у истоков движения, которое в дальнейшем привело к появлению множества работ, отличающихся большим разнообразием подходов и объектов исследования. Можно выделить три направления, по которым оно шло.

Во-первых, более широкий подход к вопросу о критериях определения элиты. Здесь мы находим традиционные критерии, уже известные нам по предыдущему периоду: собственность, происхождение, род деятельности, самоидентификация группы и средства ее выражения (культивирование отличий и внешние признаки). Однако теперь они проявляются во все более сложном и разнообразном сочетании.

Это, в свою очередь, ведет к развитию междисциплинарного подхода, а именно – использованию концептов и понятий, выработанных социологами[18], и к более тщательной проработке историками вопросов, которые прежде считались само собой разумеющимися. В центре внимание теперь процессы обновления и расширения круга элит, вновь поднимается вопрос о социальной мобильности[19].

И, наконец, необходимо отметить увеличение исследований и интереса к все более и более многочисленным социальным группам. Собственно же понятие элиты применяется теперь во все более разнообразных областях. Объектом исследований становятся различные профессии: врачи, представители власти, преподаватели университетов и т.д. Речь идет даже о «безвестных элитах», как их удачно назвал Клод Пеннетье, занимавшийся этой темой в ходе работы над монументальным трудом – «Биографический словарь французского рабочего движения», начатым Жаном Мэтроном[20].

Однако ситуация в историографии характеризуется не только изменениями в проблематике исследований, но также и определенной методологической эволюцией. Исследования элит кардинально обновились благодаря методу просопографии.

Просопографический метод исследования элит

Понятие «просопография» имеет достаточно давнюю историю: еще появившийся в 1573 г. труд Антуана дю Вердье назывался «Просопография или описание знаменитых личностей от сотворения мира с их портретами». Издание положило начало изучению элит просопографически методом.

Если дать упрощенную дефиницию, то можно сказать, что речь идет о коллективной биографии группы, обладающей определенным числом общих черт, – биографии, составляемой путем сбора и анализа данных по всем членам группы. Использовав методы выявления родственных связей, проследив жизненные пути (как индивидуальные, так и коллективные) и собрав определенное количество биографий, можно получить некое представление о социальной группе в целом.

Этот метод, использовавшийся еще в XIX в., вновь нашел применение в 1970-е годы при изучении античности[21]. В последние годы его распространили на новую[22], а затем и на новейшую историю[23]. Он представляет огромный интерес для исследователей элит. Недавние работы по новой истории показывают, что его ценность в данном отношении определяется двумя обстоятельствами.

Прежде всего, просопографический метод способствует расширению хронологических и географических рамок изучения элит. Так, в ходе недавних изысканий, медиевисты и новисты обнаружили, что занимаются смежными сюжетам. Это открыло путь плодотворному сопоставлению проблематики и результатов исследований. К тому же применение данного метода выводит ученых за рамки французской исключительности. Изыскания ведутся уже в масштабе всей Европы, что позволяет лучше понять, какие критерии понятия следует использовать и как они проявляются в разных странах, отражая одновременно как общее, и специфическое. Приведу примеры проблем, по которым сравнительные исследования представляли бы значительный интерес. Вопрос о численности знати: каков общественный вес подобной элиты, когда она составляет 1% населения (Франция) и когда более 10% (исключительный случай Польши)? Или вопрос о формах богатства дворян: какова была его величина и структура? Земельная собственность преобладала, но имело также место весьма разнообразное сочетание и других элементов, а именно – больший или меньший вес богатства коммерческого происхождения, что создавало различия в применении понятия раздворянивания. Вспомним в данной связи исключительный пример Англии.

И, наконец, для периода нового времени именно элиты, в первую очередь, являются предметом исследований с применением этого метода. Ведь если говорить об источниках, лишь высшие слои общества оставили достаточно архивных материалов, чтобы можно было проводить количественный анализ зрения. Кроме того, при изучении той или иной части общества просопографическим методом в центре внимания оказывается вопрос о критериях, отличающих ее от остальных. Выделение такой группы позволяет одновременно выявить ее границы и увидеть, в чем она является элитой и каким образом она обозначает свое преимущественное положение в обществе. Ко всему прочему, просопографический метод постоянно заставляет исследователя обращаться к другим важными вопросами, находящимся в центре обсуждения проблемы элит, таким, например, как социальная мобильность и эволюция элит.

Изложенные здесь соображения вовсе не претендуют на то, чтобы поставить точку в дискуссии об элитах, а имеют целью лишь очертить некоторые предварительные итоги и наметить пути дальнейших размышлений и исследований.


 

[1] Полная библиография подобных исследований только для периодов новой и новейшей истории включала бы сотни названий, не говоря уже о том, что термин «элита» используется также античниками и медиевистами.

* Понятием «новое время» во французской историографии традиционно обозначается период с XVI по конец XVIII вв. «Новейшее время» начинается с Французской революции 1789-1799 гг. – Прим. пер.

[2] Впрочем, данная точка зрения не сводится только к этому, поскольку разделявшие ее участники дискуссии не принадлежали исключительно к марксистскому направлению историографии.

[3] Дискуссия нашла отражение в следующих публикациях: L’histoire sociale. Sources et méthodes. Colloque de l’École Normale Supérieure de Saint-Cloud (15-16 mai 1965). P., 1967; Niveaux de culture et groupes sociaux. Actes du colloque réuni du 7 au 9 mai 1966 à l’École normale supérieure. P., La Haye, 1967; Ordres et classes. Colloque d’histoire sociale. Saint-Cloud 24-25 mai 1967. P., La Haye, 1973 и другие работы Ролана Мунье. См., например: Mousnier R. Les concepts d’ “ordres”, d’ ”estats”, de ”fidélité” et de “monarchie absolue” en France de la fin du XVe siècle à la du XVIIIe // Revue historique. 1972. N 502. (avril-juin). P. 239-312; Idem. La plume, la faucille et le marteau (Institutions et société en France du Moyen Age à la Révolution). P., 1970; Idem. Problème de la stratification sociale. Deux cahiers de doléances pour les États généraux de 1649-1651. P., 1965 (при участии Жана-Пьера Лабатю и Ива Дюрана); Recherches sur la stratification sociale à Paris aux XVIIe et XVIIIe siècles. L’échantillon de 1634, 1635, 1636. P., 1976.

[4] Labrousse C.E. Conclusion // Ordres et classes. Colloque d’histoire sociale. Saint-Cloud 24-25 mai 1967. P. 267 et sqq.

[5] Необходимо упомянуть ее диссертацию: Jouanna A. L’idée de race en France au XVIe siècle et au début du XVIIe siècle. Montpellier, 1981, или книгу, куда частично вошел материал диссертационного исследования: Idem. Orde social, mythes et hiérarchies dans la France du XVIe siècle. P., 1977

[6] Schalk E. From Valor to Pedigree: Ideas of Nobility in France in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Princeton (N.J.), 1986. Книга недавно была переведена на французский язык и вышла под названием L’épée et le sang. Une histoire du concept de noblesse (vers 1500 – vers 1650). P., 1996.

[7] Ellis H.A. History and Aristocratic Reaction in Early Eighteenth-Century France: The Case of Henri de Boulainvilliers // Journal of Modern History. 1986. Vol. 58. № 2. June. P. 414-451; Idem. Boulainvilliers and the French Monarchy, Aristocratic Politics in Early Eighteenth-Century France. Ithaca Cornell U.P., 1988; Furet F., Ozouf M. Deux définitions historiques de la société française au XVIIIe siècle. Mably et Boulainvilliers // L’histoire au XVIIIe siècle. Aix-en-Provence, 1980. P. 233-249; Devyver A. Le sang épuré. Les préjugés de race chez les gentilshommes de l’Ancien Régime (1560-1720). Bruxelles, 1973.

[8] Huppert G. Bourgeois et gentilshommes. La réussite sociale en France au XVIe siècle. P., 1983 (1977).

[9] Constant J.M. Nobles et paysans en Beace aux XVIe et XVIIe siècles. Lille-III, 1981; Cassan M. Le temps des guerres de Religion. Le cas du Limousin (vers 1530-vers 1630). P., 1996; Wood J.B. The Nobility of the Election of Bayeux, 1463-1666. Continuity through Change. Princeton, 1980.

[10] Так, в начале XVI в. титулы 80% дворян провинции Бос и 45% округа Байе были недавнего происхождения; к концу века эти цифры составили соответственно 66 и 70%.

[11] Chaussinand-Nogaret G. Une histoire des élites 1700-1848. P., La Haye, 1975; Idem. L’identité nationale et le problème des élites: la France du XVIIIe siècle // Commentaire. 1985. P. 856-863; Idem. Histoire des élites en France du XVIe au XXe siècle. L’honneur, le mérite, l’argent. P., 1991.

[12] Chaussinand-Nogaret G. Une histoire des élites 1700-1848. P. 11-12.

[13] См.: L’État moderne et les élites XIIIe–XVIIIe siècle. Apports et limites de la méthodes prosopographique, Actes du colloque international, 16-19 octobre 1991 / Ed. J.Ph.Genet et G.Lottes. P., 1996; Les élites du pouvoir et la construction de l’État en Europe / Sous dir. W.Reinhard. P., 1996.

[14] McFarlane. The nobility of Later Medieval England. Oxford, 1973; Idem. England in the Fifteenth entury: Collected Essay. L., 1981. О дискуссии см.: Goss P.D Bastard Feudalism revised // Past and Present. 1989. N 125.

[15] Таким образом, мы находим здесь один из критериев, упоминаемых Г.Шоссинан-Ногаре в определении элит: это группы, которые «поддерживают привилегированные связи с властью, ее монополизируют или влияют на нее».

[16] См., например: Rogister J. Louis XV and the Parlement of Paris, 1737-1755. Cambridge, 1995.

[17] Histoire économique et sociale de la France / Sous dir. F.Braudel et E.Labrousse. P., 1970–1977. Rééd., 1993. 5 vols.

[18] Здесь можно упомянуть работы Люка Болтански о границах социальных групп (Boltansky L. Les Cadres. La formation d’un groupe social. P., 1982) и Пьера Бурдье.

[19] Я бы отметил в данной связи различные работы Кристофа Шарля. См., например: Charle Ch. Paris fin de siècle. Culture et Politique. P., 1998 (сборник статей).

[20] Вышло 44 тома этого издания.

[21] Nicolet C. Prosopographie et histoire sociale. Rome et l’Italie à l’époque républicaine // Annales. 1970. P. 1209-1228; Chastagnol A. La prosopographie, méthode de recherche pour l’histoire du Bas-Empire // Annales. 1970. P. 1229-1235.

[22] L’État moderne et les élites XIIIe – XVIIIe siècle.

[23] Prosopographie des élites françaises (XVIe–XIXe siècle). Guide de recherche. P., 1980


Назад
Hosted by uCoz


Hosted by uCoz